Телефон(ы): +7 922 703 16 52
+7 351 75 12 453

Марина Владимировна

Адрес: г. Челябинск, ул. Воровского, дом 19"А"

Сборник статей «Супердетки»

Отрывки из книги "Супердетки или как направить гиперактивность в мирное русло".

Книга вышла в 2007 году ограниченным тиражем.

В 2008 году выпущен второй тираж, в 2013 -третий.
В сборнике статей собраны статьи из научной литературы, статьи педагогов и психологов работающих с детьми с СДВГ.
Эта книга о детях гиперактивных, которые требуют нашего повышенного внимания, сталкиваются с кучей проблем т.к. они "не такие, как все". В этой книге объединены разные точки зрения, разные подходы и разные уже существующие программы работы с детьми с СДВГ.
 Здесь приводятся некоторые статьи из сборника. Полный сборник статей можно приобрести связавшись с нами по телефону.
 
Что с моим ребёнком?

В последнее время всё чаще и чаще можно услышать такие слова «дети Индиго», «супердети». Появились книги и статьи, программы и фильмы, об этом много говорят.

У некоторых людей эти слова вызывают раздражение, у других – интерес и попытку понять, что происходит с их ребёнком, третьи не знают ничего о них или вообще не хотят знать, даже если в семье есть дети.

«Кто такие Индиго? Почему их так называют? Чем они отличаются от простых детей?» Такие вопросы резонно возникают в наших головах.

Не всегда легко нам, взрослым, понять, что происходит с нашим ребёнком, почему мы не можем заставить его что-либо сделать или не можем прекратить истерику, почему он кричит, вместо того, чтобы говорить спокойно, или почему он не говорит вообще. Одного не дозовешься домой с улицы, а другой наоборот не общается ни с кем. Таких почему много.

И многие стали замечать, и родители и учителя, что дети стали более активными. Сами удивляемся своим детям: «И откуда только энергия у него берется? Спит-то всего минут 20 (вместо положенного часа или полутора часов – правда, наверное, никто и не знает, кто установил такой режим). А если и не спит, то носится с утра до ночи, как будто на нем сапоги-скороходы». Естественно, что в книгах появился термин «гиперактивный ребенок».

Некоторые могут взяться за несколько дел сразу и не довести их до конца. На уроке взявшись за одну задачу, вторую мы уже не хотим решать. Лучше поговорить с соседом по парте или встать и походить. Снова здесь новый термин – «дефицит внимания».

Другие могут увлечься так, что им ничего не нужно, они погружены на 500% в свой мир. Одним ничего не интересно в школе, и результаты в учебе тоже соответствующие: или он не справляется (по мнению учителей) с программой, или он много чего знает, но нет желания отвечать и лишний раз руку не поднимет, чтобы ответить.

Некоторых вы не сможете заставить делать то, что просишь, а если и заставишь, то будет делать нехотя, сердито. Может дойти и до полного «отторжения» - будет просто взрыв, протест и на физическом (болезни и разные неприятные случаи) и на эмоциональном уровне.

Может быть, такие качества встречаются у ваших детей.

Может быть, вы иногда просто сами взрываетесь от негодования или изумляетесь, что даже нет слов, чтобы выразить свою мысль.

Может, вы попадаете в трудные ситуации, и тогда начинают возникать вопросы:

Что мне делать?

Что происходит с моим ребенком?

Что происходит в моей семье?

Почему у моего ребенка такая реакция?

Что я делаю неправильно?

А может быть, я все правильно делаю, а он непослушный?

И вообще, Господи, когда все это кончится?

Мы всегда считаем, что мы взрослые всегда правы, и дети просто обязаны нас слушаться и выполнять всё беспрекословно. Они должны нас уважать. Они должны …

СТОП!

Вспомните себя! В детстве! Той девочкой или мальчиком, которых родители заставляли выполнять то, чего вам не хотелось. Вспомните, что вам запрещали. Вспомните свои слёзы и ярость, хлопанье дверью или чувство подавленности. Вспомните, как вам не верили.

Хотелось ли вам всегда слышать слова « ТЫ ДОЛЖЕН»?

СТОП!

Не говорите, что ваши родители были так воспитаны.

Не говорите, что вы тоже так же воспитывались, как и родители. Что вам жилось труднее.

Вы никогда не хотели, чтобы с вашими будущими детьми происходило тоже, что и с вами. Разве не так?

Что же с нами, взрослыми, происходит, зачем мы повторяем то, чего мы не хотели делать?

Сначала:

  • Давайте перестанем делить детей на средненьких, на суперспособных, на глупых, ничего непонимающих.
  • Давайте не будем их называть «Индиго», «гиперактивными» или «супердетьми», давайте просто говорить – ДЕТИ.
  • Задайте себе вопросы: Зачем вам нужен ребенок?

Зачем он появился в вашей семье?

Что вы ждете от него?

Наверное, не затем, чтобы повторить ваши ошибки, и не для того, чтобы он жил только со словом «ДОЛЖЕН».

Они просто дети, которые пришли в наши семьи, чтобы МЫ их любили.

Мы хотели появления ребенка, чтобы любить его.

Ни «он должен любить меня», а именно «я люблю его».

Подумайте над этими словами. Попробуйте согласиться, что часто так и бывает, что мы хотим уважения, внимания, тишины и покоя, усидчивости. Правда? От кого? Похоже от куклы.

В книгах и на сайтах в Интернете появляется очень много полезной и хорошей информации о наших детях. Кто-то может не соглашаться, но это ваше право. Каждый может дойти своим умом до правильного ответа, если он начнет задавать себе вопросы. А кому-то нужна помощь или дружеский совет и поддержка. Даже одного слова достаточно иногда услышать, чтобы понять: «Да, это то, что мне нужно было услышать. Это то, над чем мне надо подумать» или «Господи, спасибо, оказывается, вот что происходит. Спасибо за совет и помощь».

Прочтите, некоторые выдержки из разных источников, может быть, вы найдете ответ на волнующую вас ситуацию.

Мы с Вами уже договорились называть наших детей ДЕТЬМИ. Если в этих статьях вы увидите слово «Индиго», просто помните – все дети есть дети.

Русакова М.

Влияние питания на гиперактивных детей.

Как вы думаете можно ли скорректировать поведение ребенка правильным питанием?

В современной педиатрии имеется мнение, что неправильное питание является одной из причин гиперактивности. Содержащиеся в продуктах консерванты и добавки, пищевые красители и ароматизаторы отрицательно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, беспокойство и нарушение внимания - это проявления в том числе и химического дисбаланса мозга. Содержащиеся добавки и консерванты в любимой еде наших детей ( газировки, йогурты, «Марсы» и «Сникерсы», чипсы и кириешки) могут вызывать еще и аллергию, но самое главное что они вызывают большую концентрацию шлаков, биохимически отравляющих организм.

Проведенные исследования доказали, что изъятие из рациона детей продуктов с искусственными консервантами, красителями, ароматизаторами в течении 10 недель приводило к существенному улучшению поведения у 40% детей. Также было обнаружено расстройство метаболизма глюкозы у 74% детей с СДВГ, что говорит о необходимости контроля сахаров поступающих в организм ребенка. Такие дети реагируют не только на сахар и сласти, но и на фруктовые соки всплеском неудержимой энергии. Давайте посмотрим, что происходит при употреблении некоторых вроде бы безопасных продуктов питания. Например, пакетированный апельсиновый сок. Американцы установили, что после употребления такого витаминного напитка в моче детей через 24 часа выявляется в большом количестве цинк. Он вымывается из организма под действием содержащегося в консервированном соке популярного пищевого красителя тетразина. А ведь цинк – главнейший минерал, участвующий в большинстве процессов и воздействующий на умственную деятельность человека, на его способности к обучению и на характер поведения.

Употребление кофе и черного чая активизирует возбудимость сосудодвигательных центров головного мозга благодаря кофеину, так же разрушает витамины группы В, уменьшает содержание железа, калия, кальция и цинка, т.е. тех инградиентов, которые необходимы гиперактивному ребенку.

Перенасыщение глюкозой, которой наполняют организм не только конфеты, но и булочки, хлопья для завтрака, пицца, макароны, чипсы приводит к быстрому утомлению, чувству подавленности, нервозности.

Гиперактивность увеличивается, если у ребенка отмечается избыточное образование солей, преимущественно оксалатов и уратов. Образованию уратов содействуют колбаса, сосиски; оксалатов - копчености, сельдь, шоколад, щавель, шпинат; тех и других - любые фабричные консервы.

Чем же кормить детей, спросите вы. Здоровое, рациональное питание дело, конечно, сложное и трудоемкое, но здоровье ребенка, согласитесь, очень важно. Итак:

  • Свежевыжатый сок - залог здоровья. Апельсиновый сок богат витамином Р, калием, фолиевой кислотой. В стакане сока содержится дневная норма витамина С.
  • Зеленый чай содержит большое количество антиоксидантов.
  • В натуральном йогурте содержатся витамины группы В, легкоусвояемые белки, а так же полезные бактерии. Помимо пользы для желудочно - кишечного тракта такие йогурты повышают иммунитет и улучшают память (благодаря витамину В2).
  • Гречневая каша содержит фосфор, кальций, железо, магний, калий, фолиевую кислоту, витамины группы В, растительные белки.
  • Овсянка богата кальцием, магнием, витамином В5, фолиевой кислотой и клетчаткой.
  • Сыр может не только насытить желудок, но и зарядить хорошим настроением благодаря особому веществу тирамину. А еще в сырах практически нет лактозы, но при этом сохраняются полезные вещества молока – кальций и белки.
  • Творог обогащает организм белками, а минералы и витамины из молочных продуктов незаменимы для костей и работы нервной системы. Творог хорош и со сметаной и с ягодами. Можно приготовить в блендере полезный творожок смешав его с бананом, небольшим количеством йогурта и ложечкой меда.
  • Яйца дают нам заряд бодрости и жизненной энергии. Ведь в них в концентрированном виде содержатся практически все необходимые нам вещества. Яичный белок содержит полный набор аминокислот и переваривается легче и полнее, чем белки из мяса. Витамины и минералы, содержащиеся в желтках, повышают гемоглобин, улучшают питание мозга и настроение. Холин помогает освобождать печень от накопленных жиров и токсинов, укрепляет нервную систему.
  • Рыба переваривается в 2 раза быстрее мяса, а белки легче усваиваются. В рыбе содержится много микроэлементов, в том числе цинк. Содержащийся в рыбе фосфор и разнообразные жирные кислоты улучшают память и помогают работе мозга.
  • Растительные масла и орехи обогащены витамином Е.
  • Овощи и фрукты могут служить надежным источником витамина С, фолиевой кислоты и бета-каротина.
  • Витамины группы В, а так же жирорастворимые витамины А и D содержатся в основном в мясе, печени, яйцах, молоке и сливочном масле.
  • Не забывайте и про пользу на нашем столе морепродуктов.

Влияние экологии на гиперактивность.

Экологическая обстановка в которой проживает ребенок и его родители сказывается на здоровье малыша еще за долго до его рождения. Во-первых, отрицательная экологическая обстановка оказывает свое влияние еще на первых стадиях формирования организма. Во-вторых, по мере взросления ребенка в организме накапливается все большее содержание вредных веществ, полученных из окружающей среды. Так, например, в промышленных городах воздух насыщен солями тяжелых металлов (свинец, алюминий, молибден, хром, кадмий). Соли кадмия и молибдена ведут к расстройствам нервной системы. С кадмием мы часто встречаемся и в быту, он содержится в батарейках, электроприборах, фотографиях. Соединение с хромом таких веществ, как цинк - опасный канцероген, отравляющий организм. Проведенные исследования показали, что в организме гиперактивных детей содержится избыточное количество свинца и алюминия. Помимо заводов свинец выбрасывается в атмосферу и с выхлопными газами транспорта, дымом сигарет, парами красок, а так же содержится в воде. Свинец в организме токсичен и приводит к нарушению нервной системы, разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения. Накоплению свинца в организме способствует недостаток магния.

Так же на поведенческую и мозговую деятельность оказывает отрицательное влияние даже небольшой переизбыток алюминия в организме. Алюминий в большом количестве мы получаем из обычных бытовых вещей (фольга в которой готовим еду, зубная паста, дезодоранты, косметика) и продуктов питания (все продукты упакованные в алюминиевую банку – кофе, томатная паста, тушенка, сгущенка, чай), а так же из лекарственных препаратов (аспирин).

Таким образом, получается, что наши дети, да и мы сами постоянно подвергаемся вредному воздействию окружающей среды. Что с этим делать? Каждый найдет свой ответ. Мы постарались показать вам воздействие на организм и поведение ребенка некоторых хорошо знакомых нам продуктов питания и предметов быта. Конечно, не стоит во всем винить только место нашего проживания и стиль питания, но может стоит прислушаться и изменить то, что возможно. Хорошо будет, если вы, уважаемые родители, заведете дневник в котором будите регистрировать взаимосвязь между внесенными изменениями в ваш образ жизни и поведением ребенка, а через определенное время проанализируете свои записи.

Наши дети в 21 веке

Уважаемые родители, мы с вами не знаем, кто такие дети, и поэтому зачастую расте­рянно разводит руками: «И в кого такое чудо уродилось?». Пытаемся найти ответы на уровне генетики или ещё каких-то умозаключений. И почему-то нам в голову не приходит здравая мысль: «Наши дети походят на самих себя, уникальных созданий, удивительно индивидуаль­ных и неповторимых. Впрочем, как и мы с вами.

Но мы уже успели об этом забыть. За наши 20 - 40 и более лет обросли всеобщими привычками, с которыми удобно не быть самими собой. Разыгрываем роли, которые предпо­лагают постоянное лицемерие, обман самих себя и мира.

Например, вам знакома такая фраза: «А вот я бы так никогда не сделал (а)». Или наобо­рот: «Я бы не сидел (а) сложа руки, а...». Или: «Я бы на твоём месте...»

Почему же нам так не хочется, чтобы дети были такими, какие они есть. Неужели они будут более счастливыми, если станут жить по нашей указке? Мы постоянно примеряем по­ступки наших детей, мужей, жён, друзей на себя. И осуждаем их только потому, что они не вписываются в привычные нам рамки.

Рамки... Рамки...Рамки?

Культура жизнедеятельности каждого поколения всегда основывалась на каких-то ог­раничениях. Всем казалось, что эти ограничения дают благо. Хорошо если человеку ограниче­ния приятны и комфортны. Например, мальчику подарили мяч, о котором мечтал его брат. Мальчик с удовольствием отдал мяч брату. Но если мальчика родители заставляют это сде­лать, мотивируя лжелюбовью, красотой отношений и ещё чем-то, то проку от данного поступ­ка не будет никакого. Маленький человек привыкнет совершать хорошие дела, наслаждаясь своими подвигами. То есть дело ради дела, но не от души. Подрастёт этот мальчик и уже в ка­честве родителя будет говорить и делать не то, что хочет, а то, что от него ждут. И от своих детей будет требовать того же.

За два тысячелетия люди нагромоздили столько рамок вокруг себя, что забыли основ­ное своё назначение: научиться любить. О любви чуть позже. Ещё немного о рамках.

Примеры из жизни каждого дня. Вы не замечали, что ежедневно мы думаем и делаем не то, что нам действительно необходимо, о чём просит наша душа. Иногда я прихожу к выводу, что мы - роботы. Кому-то нужна такая заведённая наша жизнь? Может быть так управлять нами легче. Но никто и никогда не может управлять божественным созданием по имени «че­ловек», пока он сам не захочет этого.

Утро. Проснувшись, мы забываем поблагодарить и себя, и само утро, а может быть ещё кого-то за то, что новый день впереди, новые радости знакомства с собой и миром.

Что мы делаем утром. Одно и то же. Вы заметили. Одни и те же заботы. Куда же ра­дость исчезает. Да мы просто не даём ей ходу. Она в наши рамки не вмещается. И так день за днём. Пытаемся детей учить жизни, а сами... Осуждаем свои поступки, и детей поступки, и знакомых поступки. Зачем? Почему мы ограничиваем свою жизнь какими- то правилами, то есть рамками?

Расскажу о тех рамках, которые мешали мне в детстве. На уровне подсознания мне бы­ло ясно, что тётя, которая пришла к нам в гости совершенно ни интересуется мной, но она по­чему-то спрашивает и спрашивает. Про учёбу, про то, что я люблю, какие я знаю стихотворе­ния. И когда я, рассердившись, убегаю, родители меня возвращают с укором: «Разве хорошие девочки так поступают?». Они мне дают урок лицемерия. Я оказывается должна поступать так, как кто-то ждёт. Мне нужно играть роль хорошей девочки. Значит, хорошая - это не на­стоящая.

А теперь немного о детях, которых в 21 веке называют «Дети Индиго». Они ничем не отличаются от нас, кроме того, что не хотят играть роли. Они знают, чего хотят от жизни. Справедливости и любви. Эти дети не терпят фальши. Поэтому они нам кажутся эгоистами.

Мы смешиваем два понятия: «эгоизм» и «уважение к себе». Так вот, наши дети имеют это уважение к себе, но нам только предстоит над этим подумать и решить: «Стоит поучиться у детей такому замечательному качеству или остаться в привычных «рамках» лицемерия и фальши».

Вы можете мне возразить. Сказать: «Но дети с нами совершенно не считаются. Они лишь берут, ничего не отдавая взамен. Ни уважения, ни любви, ни почитания. Всё-таки мы их родители. Хотя бы за это могли бы они нас уважать и к нашим словам немного прислушивать­ся?».

Нет, наши дети ничего нам не должны. Впрочем, как и мы им. Мы их растим не потому, что должны это делать, а потому, что любим их. Мы их любим не за что-то, а безусловно. Просто так. И если у нас хватает души и ума не требовать взамен нашей любви их любовь и уважение, то фальшь наших взаимоотношений исчезнет. Нам будет комфортно рядом, потому что мы, родители, и они, наши дети, не будем мешать другу жить.

Осталось выяснить, что значит жить. Думаю, что жить - это значит идти своей дорогой. И если кто-то из нас, родителей, не знает или не хочет жить свою жизнь, то начинает просчи­тывать, проживать в мыслях, иногда и реально жизнь своих детей. У некоторых из нас это длится до седых волос наших деток.

Немного о любви.

Любить себя или кого-то, значит, позволять себе и кому-то думать, говорить и делать то, что получается. То есть быть самими собой и радоваться этому факту.

Если человек позволяет себе быть любящим, то он будет думать только о хорошем, го­ворить лишь по необходимости. Кушать то, что организм просит. Дружить с тем, кто сердцу близок. «Никого не осуждать, никому не досаждать и наше вам почтение».

Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало. Два правила запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть. Будь лучше одинок, чем вместе с кем попало. Эти пожелания мудреца Омара Хайяма хорошо знают дети.

Любящие родители не попадут в графу «Кто попало». Они уважают жизненное про­странство своих детей и без приглашения не вторгаются в чистый мир детства, отрочества и юности.

Как же разговаривать с детьми? Как наладить с ними общение?

Дитя желает с вами пообщаться? - разговаривайте. Не желает - молчите. Наберитесь терпения и мудрости молчать. Не заблуждайтесь: вы знаете о жизни не так уж много. Вы, как и дети ваши, лишь в начале пути узнавания мира и самих себя. Не обольщайтесь мыслью, что у вас богатый опыт счастливой жизни. Мы с вами не научились этому. Дети 21 века пришли показать нам пример, дать некоторые жизненные уроки. Необходимо присматриваться к их действиям, пытаться понять причину и принять следствие.

Владимир Мегре в своём замечательном повествовании о жизни сибирской отшельни­цы Анастасии совершенно точно обозначает жизнь человеческую, как сотворение себя. А со­временных детей - как представителей новой цивилизации.

И в завершение мне хочется напомнить о том, что в каждом родителе сидит обиженный нравоучениями ребёнок.

Мы, люди, всемогущи.

Мы можем мыслью творить реаль­ность.

Мир, в котором мы живём таков, каким мы его видим.

Дети наши такие, какими мы их видим.

Другими они не бу­дут. И это прекрасно.

Остаётся при недовольстве нашими детьми изменить мысли о них. Постоянно подмечать лишь хорошее. Хвалить их. Почаще благодарить. Принимать детей такими, какие они есть.

В стране советов. Страничка для родителей. Есть о чем подумать.

* * *

Мы все и родители и наши детки разные, мы все обладаем своим персональным набором пристрастий и привычек. Особенности, которыми мы обладаем делают человека неповторимым, единственным в своем роде. Мы сохраним массу времени и нервов, если будем помнить, что дети изначально способны к правильному развитию, что они сами знают, когда и что им надо «проходить», и сами потянуться к тому, что им необходимо «выучить».

Все дети проходят одну и ту же последовательность в развитии, но скорость прохождения у каждого своя. И ребенок способен внутренне меняться так, что его просто не узнать.

Беда многих родителей – они слишком нетерпеливы и слишком ответственны.

Как надо реагировать на поступки детей?

* * *

  • пересмотрите слова, которые вы употребляете для описания реальности. Обратите внимание на то, как часто вы используете фразы, которые отражают некие представления, а не реальность. Изменив свои речевые привычки, вы измените и свое отношение к восприятию реальности.
  • не забывайте, что реальность не зависит от ваших представлений о ней. Поэтому вместо того чтобы бесполезно растрачивать жизнь, вынося различные суждения и расстраиваясь по поводу их, вы можете просто отказаться от них.
  • реальность такова, что все люди разные, и чем меньше вы расстраиваетесь по этому поводу, тем здоровее будите.
  • Никто не видит мир так, как вы. Не обращайте внимания, если кому-то это не нравиться.
  • избавьтесь от стремления постоянно оценивать, анализировать и интерпретировать происходящее. Забудьте о невротической озабоченности оценками, внушенной в детстве, просто занимайтесь своим делом. Если оценки останутся частью вашей жизни, у вас может выработаться схема поведения, при которой вы будите избегать всего, в чем надеетесь получить отличную оценку.
  • примиритесь с тем, что всегда найдутся снобы, психи, чудаки, предубежденные люди. Просто предоставьте им отдельную реальность и не давайте самому факту их существования как-либо влиять на ваше эмоциональное состояние.
  • не заставляйте постоянно своих детей делать что-либо в соответствии со своим определением правильности.

* * *

Зачастую родители полагают, что указание на недостатки или ошибки ребенка приведут к тому, что ему непременно захочется их исправить. Однако это не так: постоянная критика обычно отбивает желание что–либо менять и совершенствовать.

Зачастую в голове родителей есть образ идеального ребенка, который они пытаются навязать реальному сыну или дочки. При этом их мало интересуют чувства, мнения и увлечения чада. Родители довольно часто бесцеремонно высказываются о качествах ребенка. Очевидно, что за колкими словами стоят невысказанные чувства: злость, обида, разочарование. Такие родители производят впечатление людей, которые выплескивают свои отрицательные эмоции на ребенка, не в силах справиться с ними самостоятельно, срывают на ребенке злость и обиду от своих собственных неудач. Хорошим выходом в данной ситуации было бы обращение к психотерапевту, который поможет разобраться в собственных чувствах и поможет наладить отношения с ребенком.

"ЧЕМ ПЛОХО БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ: К ТОМУ ВРЕМЕНИ, КАК НАБЕРЕШьСЯ ОПЫТА, ОН СТАНОВИТЬСЯ УЖЕ НЕ НУЖЕН"

Ребенок с «особыми запросами».

У вас ребенок «с особыми запросами»? Поздравляем! Вас ждет немало сюрпризов, и хотя жизнь ваша будет нелегкой, скучной ее уж точно не назовешь.

Детям с особыми запросами наиболее свойственны два типа поведения. Не вдаваясь в тонкости психологических различий между холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами, назовем одних Буратинами, а других - Пьеро.

Буратино Постоянно находятся в движении. Он активно исследует окружающий мир, засовывает свой любопытный носик куда можно и нельзя, а поэтому постоянно нарывается на неприятности. Если вы попытаетесь сдерживать двигательную активность Буратино, то столкнетесь с бурным сопротивлением. Любознательный Буратино обожает новые впечатления, но очень быстро устает от их, а переутомившись, сильно возбуждается и с трудом успокаивается. Накопившаяся усталость выливается в бурные истерики. Поэтому, по возможности, следует ограждать ребенка от эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, не стоит увлекаться шумными вечеринками и путешествиями.

Шумный и озорной Буратино твердо знает, чего хочет, и умеет этого добиваться. Иногда у родителей едва хватает сил сдержаться, что бы не накричать на ребенка. Если же вы повысите голос на ребёнка, скорее всего это выльется в скандал. Поэтому старайтесь говорить ровным голосом.

Никогда не оценивайте личность ребенка. Легко внушаемый, впечатлительный Буратино поверит, что он и в самом деле «грубиян», «хулиган», «скандалист», и, вместо того, чтобы исправиться, будет пытаться соответствовать вашим характеристикам. Лучше осуждайте негативные поступки ребенка, но не навешивайте на него ярлыки.

У Буратино остро развито чувство справедливости. Поэтому, наказывая ребенка, четко объясняйте, за что. Будьте последовательны: сказав один раз «нельзя», не позволяйте нарушать запрет. Буратино должен четко представлять границы дозволенного. Если он выражает возмущение громкими воплями, не дайте провести себя. Выйдите из комнаты и оставьте скандалиста в одиночестве: без публики он быстро потеряет интерес к представлению.

В случае серьезной провинности можно и шлепнуть озорника, но нельзя превращать это в основной педагогический прием: Буратино отнюдь не склонен к всепрощению, и излишне жестокое воспитание может сделать ребенка агрессивным. Самое разумное наказание для подвижного ребенка - временное ограничение свободы передвижения.

Если ваш любимый Буратино уверен в безусловной любви близких, он вырастет жизнерадостным, веселым и отзывчивым, а высокий уровень притязаний поможет ему многого достичь в жизни.

Полная противоположность - Пьеро. Он печален, меланхоличен. Плохо сходится с другими детьми и с трудом привыкает к переменам. Его трудно уговорить съесть новое блюдо, пойти в незнакомое место, надеть непривычную одежду. Таких детей часто мучают страхи. Они могут бояться засыпать в темной комнате, пить газировку с пузырьками, но больше всего - потерять родителей. Никогда не пытайтесь силой заставить ребенка преодолеть страх - это может привести к серьезному нервному срыву. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что разлюбите его, оставите одного, найдете себе «другого ребенка» и т. д.

Поскольку дети –Пьеро очень внушаемы, при них нельзя говорить о смерти, болезнях, катастрофах, так как они сразу начинают проецировать ситуацию на себя. Даже если ребенок действительно болен, говорите веселым голосом, убеждайте его, что ничего опасного нет; только в этом случае ребенок быстро поправиться.

Вообще, «спартанские» методы воспитания – не для вас. Пьеро жизненно необходимо тепло, комфорт, размеренный режим и стабильность. К любой перемене в жизни старайтесь подготовить ребенка заранее.

Плачет Пьеро часто и безутешно. Но если вы будите, как в случае с Буратино, игнорировать его слезы, ребенок почувствует себя одиноким и несчастным. Приласкайте его, пусть он почувствует вашу любовь и поддержку. Для Пьеро слезы - необходимая эмоциональная разрядка. Не давая ребенку выплакаться, вы лишаете его возможности справиться со стрессом, что нередко приводит к тяжелым неврозам.

Большинство детей этого склада очень замкнуты, многие из них предпочитают играть в одиночестве, а если и заводят друзей, то предъявляют к ним очень высокие требования, привязываются всем сердцем и глубоко переживают даже незначительную ссору. Иногда Пьеро может сдружиться с озорником-Буратино, найдя в нем то, чего недостает ему самому.

Педантичные, аккуратные, обязательные, Пьеро твердо идут к намеченной цели, хоть и двигаются намного медленнее сверстников. А если встречают понимание и поддержку окружающих, то со временем могут добиться блестящих результатов.

Мнительный, робкий Пьеро обладает заниженной самооценкой, невысоким уровнем притязаний, и без вашей поддержки он окончательно утратит веру в себя. «У тебя все получится, ведь ты такой умный, сильный, талантливый», - если такие слова станут лейтмотивом вашего воспитания, со временем вы обязательно будите вознаграждены. Ранимость обернется чуткостью, эмоциональная зависимость - преданностью, робость – скромностью. А тихие созерцательные игры в одиночестве разовьют фантазию и творческие способности вашего ребенка.

Вспомогательные альтернативные средства лечения.

Прежде чем вы соберетесь урезонить ребенка с помощью лекарственных препаратов, вспомните о таких веками известных способах лечения как фитолечение, аромотерапия и цветотерапия. Я не хочу рассказывать вам о вреде лекарственных препаратов, каждый сам волен выбирать, чем ему лечиться и лечить своё чадо. К тому же когда случается, что-то серьёзное мы обращаемся к традиционной медицине. Что-то серьёзное. Может быть ваша ситуация с ребёнком не настолько серьезна и можно попытаться исправить её другими методами.

Фитолечение. Лечебное воздействие трав на детский организм разнообразно. Они повышают иммунитет, восполняют витаминную недостаточность, стимулируют умственную деятельность, концентрируют внимание, успокаивают, снижают уровень сахара в крови, нормализуют функцию желудка и кишечника, избавляют от гельминтов, за счет мягкого мочегонного эффекта освобождают организм от токсинов, аллергенов и прочих вредных веществ. Но при всех положительных моментах к травам должна быть определенная настороженность. Назначение травы и дозировку должен выписывать врач. В детской практике чаще всего применяют настои, которые нужно готовить самим. Аптечные настои содержат спирт и некоторым детям противопоказаны. При заболеваниях кожи, расстройствах нервной системы детская фитотерапия рекомендует лечебные ванны. Так же в фитотерапии применяются ингаляции с травами.

Существуют фитолечебники в которых описано какая трава, в каком виде и как лечит. Так, например, если ребенок страдает повышенной возбудимостью, плохо спит, излишне агрессивен, уместно применение зюзника, пустырника, боярышника, душицы, корня валерианы, шишек хмеля, гравилата городского. Однако это не исключает консультации психолога и психотерапевта.

Ароматерапия. Ребёнок чутко реагирует на ароматы: приятные вызывают у него положительные эмоции, поднимают настроение, повышают аппетит, а неприятные, наоборот, становятся источником раздражительности. Ароматы способствуют умственному развитию, стимулируют память, активизируют фантазию и воображение. Но кроме всего прочего, у них есть еще одно свойство, благодаря которому они особенно ценились на протяжении всей истории человечества – это способность оказывать лечебное воздействие на организм. Использование ароматов в качестве вспомогательных лекарственных средств практиковалось со времён древних цивилизаций, однако в 19 веке, принесшем миру новое поколение лекарственных средств, когда почти каждый натуральный продукт обрел своего «химического двойника», естественная медицина отошла на второй план. Единственными областями, сохранившими верность ароматерапии, оставались психиатрия и невропатология. Сегодня, когда химический состав масел хорошо изучен, определены их терапевтические свойства, составлены научно обоснованные методики применения, ароматерапия заняла достойное место в лечебной практике, в том числе и для улучшения здоровья наших детей. Зная свойства эфирных масел, вы можете использовать ароматерапию для профилактики и лечения многих детских недугов. Одним из самых доступных и популярных способов применения эфирных масел является ароматизация воздуха посредством аромалампы.

Для лучшего отхода ко сну произведите ароматизацию воздуха 7 каплями масла мандарина и 2 каплями масла римской ромашки (пупавки благородной); или смесью из 4 капель масла лаванды и 3 римской ромашки. Не забудьте предварительно развести смесь масел в масле – основе. Капните эфирные масла в аромалампу и проведите процедуру, продолжительность которой не должна превышать 10 минут.

Так же поможет уснуть капля масла лаванды, нанесенная в дальний уголок изголовья кровати.

При перевозбуждении поможет масло из ладана или розовое масло. Розовое масло абсолютно гипоаллергенно, обеспечивает эмоциональное успокоение, хорошо смягчает кожу. Масло из ладана способствует глубокому расслаблению и восстановлению дыхательного ритма.

Популярным методом применения эфирных масел в домашних условиях являются ванны. Эффективное действие таких ванн обусловлено быстрым проникновением полезных компонентов эфирных масел через кожу в лимфатическую сеть, а так же вдыханием целебных паров. На ванну добавляется несколько капель нужного вам эфирного масла.

И еще один метод применения ароматерапии – аромамассаж. Для укрепления иммунной и нервной систем, а так же лечения экземы приготовьте смесь масел лаванды, римской ромашки и миндального масла.

Как ни была бы безопасна ароматерапия, не делайте больше одной процедуры в день.

Цветотерапия родилась в глубокой древности. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии и Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, определив, какого цвета недостает человеку, буквально «купали» больного в потоках целительных для него лучей. В России методом цветотерапии стали работать сравнительно недавно (в зарубежных клиниках применяется более 20 лет). Цветотерапевты советуют купаться в цвете, как в глубинах моря, отдаваться его вибрациям, словно морским волнам, наполняться цветом. Цветотерапия применяется для лечения пациентов всех возрастов, и если не заменяет лекарств, то существенно снижает их дозу, увеличивая воздействие на больного. А для психики цветотерапия - просто кладезь.

Разберемся с воздействием на организм определенных цветов.

Красный цвет возбуждает нервную систему, стимулирует сенсорные центры, работу левого полушария мозга, усиливает циркуляцию цереброспинальной жидкости, повышает уровень гемоглобина, насыщает энергией печень, хорош для мышц. Помогает при бронхиальной астме, анемии, проблемах с кровью, заболеваниях эндокринной системы, апатии, меланхолии, пневмонии. Однако красный противопоказан эмоционально возбудимым людям, при лихорадке, повешенном артериальном давлении, воспалениях. Нельзя использовать самый яркий цвет спектра и ярко –рыжим людям.

Желтый цвет - стимулирует нервную систему, активизирует двигательные центры, является генератором энергии для мышц. Содержит целебные магнитные потоки, очищает печень и кожу. Желтый – цвет радости, поэтому помогает при депрессии, меланхолии, подавленном настроении.

Оранжевый цвет символизирует теплоту и процветание. Стимулирует щитовидную железу, дыхание, снимает спазмы. Способствует метаболизму кальция, укрепляет легкие, облегчает работу селезенки и поджелудочной железы.

Зелёный цвет хорошо влияет на мышцы, кости и другие ткани, успокаивает, понижает кровяное давление, стабилизирует эмоции, помогает при бессоннице и слабости.

Синий цвет тонизирует кровь, обладает антисептическим, бактерицидным действием. Дает хороший эффект при воспалительных заболеваниях, снимает нервное возбуждение, помогает при близорукости. Однако, в интерьере чисто синий цвет вызывает усталость и депрессию.

Фиолетовый – лечит селезенку, очищает кровь, поддерживает баланс калия и натрия, способствует росту костей.

Цветотерапия только развивается в нашей стране, а вы можете уже сейчас попробовать её целебное действие. Определить какой цвет нужен ребенку просто, проанализировав его рисунок. По цветам, преобладающим в детском рисунке, можно «поставить диагноз» и назначить «лечение»: интересное, приятное и полезное для гармоничного развития.

Игры для гиперактивных детей.

«Игра» и «терапия» - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это развлечение, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они прочно объединены многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры – наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры за столом на развитие концентрации внимания.

«Найди отличие».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и т.д.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки».

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между взрослым и ребенком.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Кукловод».

Цель: активизировать двигательную память ребенка.

Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т.д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один – «кукловод», другой «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно могут усложняться, увеличивать продолжительность маршрута и включать ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т.д.

«Шариковые бои».

В тазик с водой опустите несколько теннисных шариков. Такое же количество дайте ребенку. С расстояния 0,5 -1 метр (в зависимости от возраста) предложите ему сбивать «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» сбит, его нужно вытащить, если нет, то «сухой» шар остается в тазике. Игра заканчивается, когда в воде не останется ни одного шарика.

«Эврика!».

Участникам игры предлагается попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодиться в жизни. Правила можно придумывать самые различные, например:

  • как определить возраст соседской собаки;

  • как измерить вес грозовой тучи;

  • как рассчитать количество пчел в улье.

«Правила хорошего тона».

С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:

  • под кроватью;

  • на вершине Эльбруса;

  • в холодильнике;

  • в избушке Бабы-Яги.

Можно предложить по написанным правилам угадать место.

 
Copyright © 2013
Яндекс.Метрика
Создание сайтов "Скульптор Софт Систем"
Телефон(ы): +7 922 703 16 52; +7 351 75 12 453 
                             Марина Владимировна
 
Адрес: г. Челябинск, ул. Воровского, дом 19"А"